Шуя даёт толчок идеям
Многие шуяне с удовольствием смотрели фильмы «Гений», «Камышовый рай», «Адвокат», «Парадиз», «Бандитский Петербург» и, конечно же, «Агент национальной безопасности». Но не многие знают, что идеи этих фильмов родились именно в нашем маленьком провинциальном городке.
В свои редкие приезды в наш город автор сценария к этим и многим другим фильмам Игорь Агеев черпает вдохновение, бродя по тихим зелёным улочкам старой Шуи. Работа сценариста малозаметна. О ней обычно не пишут. Сидит себе человек дома за компьютером и потихонечку творит, придумывает сюжет будущего фильма, расписывает диалоги, действия героев. Переплетает судьбы, придумывает сцену за сценой, выстраивая каждую в определённом, одному ему понятном порядке. Потом готовый сценарий отправляется по электронной почте или курьером к продюсеру. Затем с учётом всех требований материал дорабатывается, подбирается команда, проводится кастинг актёров, начинаются съёмки. И только потом мы – зрители – следим за ходом событий в фильме, иной раз не отрываясь, и переживаем за главного героя по эту сторону экрана.
– Игорь Валентинович, что вас, коренного петербуржца, связывает с Шуей?
– Моя тёща родом из Шуи. В своё время она вышла замуж за Капицу – не популярного ведущего программы «Очевидное-невероятное», а его двоюродного брата, тоже знаменитого физика-ядерщика. Их дочь, Елена Капица – моя любимая супруга. Она актриса театра комедии им. Акимова в Санкт-Петербурге.
– Когда вы занялись написанием сценариев? Ведь до этого, как мне известно, вы небезуспешно работали актёром на подмостках питерского ТЮЗа им. Брянцева? Что послужило причиной столь крутой перемены вида деятельности?
– Стечение обстоятельств. Когда учился, а потом работал в театре, что называется, «для себя». Позже с моим творчеством познакомился мой театральный учитель и тогдашний руководитель театра З. Корогодский. Он заказал пьесу для театра. Я написал. Пьеса пошла в работу, но министерство культуры эту работу притормозило. Там не воспринимали, что автором пьесы может быть простой актёр, когда полно профессиональных драматургов. В СССР важна была «корочка», бумажка. Вот я и поехал в Москву учиться на высшие курсы сценаристов и режиссёров.
– Какой сценарий был первым? С чего всё началось?
– С первым сценарием мне повезло. Это была моя дипломная работа, но сценарий сразу же взяли в производство. В прокат картина вышла в 1989 году под названием «Куколка». В стране шумела перестройка. Благодаря эпизоду, где учительница средней школы оказывается в постели со своим учеником, фильм получил скандальную известность. А я был тут же зачислен в ряды «молодых, перспективных, подающих надежду кинодраматургов».
– Игорь Валентинович, тяжело придумывать сценарные сюжеты? Это напряжённый мыслительный процесс или это озарение, муза, так сказать?
– По-разному. И так, и эдак. Мне журналисты частенько задают подобный вопрос. Всем привожу пример М. Горького, который молодому начинающему критику Виктору Шкловскому ответил, когда тот пришёл за советом к пролетарскому писателю. Вот, мол, Алексей Максимович, в издательстве предлагают книгу написать. И мысли дельные есть, а в целом книга не складывается. Посоветуйте, что делать? Горький ему в ответ: «А вы, батенька, заключите с издательством договор, да возьмите с них аванс. А потом пропейте эти деньги. Сроки подойдут – либо книгу надо сдавать, либо аванс возвращать. А поскольку возвращать-то нечего, то сядете за стол, и тогда книжка быстро сложится. Я половину своих произведений так написал».
– Как был придуман сюжет фильма «Гений»?
– Был у меня знакомый, который работал в правоохранительных органах. Он-то и рассказал мне историю о талантливом инженере-электронщике, которого пытались «привлечь», а никак не получалось. Написал я заявку, заключил договор с «Ленфильмом». А дальше всё по рецепту Максима Горького. Кстати, после первого показа этого фильма в милиции запретили гражданам подписывать протоколы и другие документы принесёнными с собой авторучками.
– Сценарий какого фильма вам особенно дорог?
– Того, который ещё не написан.
– Действительно в Шуе вы черпаете вдохновение?
– Вы живёте в изумительном городе, сами того не замечая. Таких городов в России очень и очень немного. Деревянная Русь, т.е. частный сектор, дает такой сильный импульс, прямо-таки подталкивает к творчеству. Мне остаётся дома только упорядочить свои мысли, которые пришли мне в голову именно здесь. Поэтому я немного не одобряю градостроительные перемены в Шуе и других таких же малых городках Центральной России. Не потерять бы ту живницу, которая даёт толчок и рождает муки творчества.