year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Расположить душу свою к покаянию - «Местный спрос»

Расположить душу свою к покаянию

Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Недаром эти дни издавна называют Святой Четыредесятницей. Великий пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу, время крестных Христовых страданий, и затем к радостям Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения.

Богом определенная десятина

Св. Великий пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься Св. Христовых Тайн, согласно заповеди Христовой.

Еще в Ветхом Завете Господь повелел сынам израилевым каждый год давать десятину (т.е. десятую часть) из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная это, св. апостолы установили и для нашей пользы десятую часть года, т. е. время Великого Поста, посвящать Богу, чтобы и мы благословлены были во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, сделанных в течение целого года.Таким образом, Великий пост – Св. Четыредесятница – есть Богом определенная десятина каждого года (по приблизительному подсчету – 36 дней, не считая воскресных), которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем преимущественно на служение Богу – на спасение своей души.

Расположить душу свою к покаянию

Принять все меры к примирению

Накануне Великого поста мы переживали три приготовительных недели. Первая приготовительная неделя к Великому посту называлась «Неделя мытаря и фарисея». Смысл ее в том, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие. С этой недели до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери...». Вторая приготовительная неделя к Великому посту – «Неделя о блудном сыне». В трогательной притче «О блудном сыне», которую мы слышим за литургией в Евангельском чтении, св. Церковь поучает нас надеяться на милосердие Божие. Третья приготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырной», а в народе она называется «масленой», потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье «Мясопустной недели» называется «Неделя о Страшном Суде», т. к. за литургией читается Евангелие о Страшном суде и о последнем мздовоздаянии, чем св. Церковь желает побудить грешников к покаянию. Последнее воскресенье пред Великим постом называется «Сыропуст», потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц. На Литургии читается Евангелие о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Поэтому это воскресенье принято называть «Прощеным воскресеньем», после которого и наступает Великий пост (Святая Четыредесятница).

Особенности богослужений в Великий пост

Общую особенность великопостного Богослужения составляет продолжительность службы с уменьшением торжественности, а именно: песнопений бывает мало, больше бывает чтения псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...». Утром совершается утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни совершается Великое повечерие. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По субботам в Великом посту бывает Литургия св. Иоанна Златоуста, а в первые пять воскресений – Литургия св. Василия Великого, которая совершается и в Великий Четверг, и в Великую Субботу Страстной недели.

Зачем нужно поститься

Пост – это добровольная жертва Богу. Так что, принимая на себя этот подвиг, взвесьте свои силы и посоветуйтесь с духовником о возможности послаблений. Однако на Руси пост был непременным условием церковной жизни. Тех, кто не соблюдал пост, особенно среду и пятницу, преп. Пахомий Великий и Серафим Саровский называли иудами, предавшими Христа, и римскими воинами, Его распинавшими, ибо в среду Господь был предан, а в пятницу распят – и эти дни траурные для каждого христианина. Многие нарушают пост, потому что боятся потерять здоровье, забывая о том, что здоровье нам дает не мясо, а Бог. Мясная пища во время поста не служит нам во здравие, а приводит к болезням. Напротив, многие больные, начав поститься, исцеляются. Человек – существо травоядное, ибо таким его Бог создал и дал в пропитание растительную пищу; для нее приспособлен организм человека; соки животного он не усваивает, быстро стареет, главное же, от вкушения мяса рождаются страсти, а от страстей – болезни. Слоны, быки, кони питаются только растительной пищей; значит, в ней есть все необходимое для создания больших организмов и для того, чтобы иметь огромную физическую силу. Св. отцы говорят, что тело – это осел, на котором мы должны доехать до Небесного града Иерусалима: если недокормишь его – свалится, если перекормишь – взбесится. Поэтому надо всегда держаться золотой середины, идти царским путем.

От 12 Марта 2008 года Местный Спрос

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий