Идет красавица, плывет лебедушка
Коллекция русских народных костюмов, изготовленных студентами факультета искусств Шуйского филиала ИвГУ, была отмечена дипломом на престижном фестивале.
Студия «Традиция» этнохудожественного центра «Истоки», руководитель Светлана Валькевич, участвовала в фестивале нацио-
нального костюма «Радуга дружбы и красоты», который прошел в рамках первого евразийского конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» в г. Москве. Это был своеобразный итог многолетнего творчества учеников и учителя.
Как рассказала Светлана Ивановна, в день проведения фестиваля в музей-заповедник «Коломенское» желающие показать свое мастерство приехали из стран Европы, Азии и Америки. Участию в фестивале предшествовал жесткий отбор конкурсантов. Отбор шуйские мастерицы преодолели с честью. Удивить устроителей фестиваля и зрителей нашим рукодельницам было чем. На главном показе было выставлено 8 костюмов. Это небольшой фрагмент большой практической работы по реконструкции русского костюма, которая ведется в вузе. Тонкая вышивка — стежок к стежку — украшает каждую деталь одежды. На изучение, разработку и воплощение в жизнь моделей и орнаментов ушли не часы, а годы работы студентов и их преподавателя Светланы Валькевич. В каждую деталь русского платья — от рубахи до головного убора — вложена душа автора, любовь к русскому искусству. Миллионами крохотных стежков вышиты подол и рукава, юбка и пояс.
— Обережной вышивкой снабжены ворот и подол рубахи, что «всего ближе к телу», — рассказывает Светлана Валькевич. — Много вышивки на рукавах, а пояс с оберегами плели студентки «на дощечках», как это делали наши прабабушки. Все узоры несли особый смысл и легко читались нашими предками. На севере Руси предпочтение отдавалось сюжетной композиции, а на юге преобладали стилизованные орнаменты.
К сожалению, по словам Светланы Ивановны, подлинных костюмов практически не сохранилось. Воссоздавать модели ее коллективу приходится по фрагментам, фотографиям, найденным в музеях, в том числе и в запасниках Санкт-Петербурга, по рассказам бабушек, по книгам. Костюмы, как и положено, сшиты из чистого льна, шелка, шерсти, атласа и др. За материалами рукодельницы ездят в Москву — в нашей области нужного оттенка и фактуры не найти. Сначала разрабатывается эскиз, затем схема каждой детали и орнамента. Трудоемкая работа, требующая усидчивости и художественного вкуса, венцом которой является целостный наряд, под силу не каждому. Достичь мастерства удается лишь тем, кто беззаветно влюблен в красоту русского искусства. А таких на факультете превеликое множество.