year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Кандидат наук и тот над задачей плачет - «Местный спрос»

Кандидат наук и тот над задачей плачет

Советы по организации домашних заданий нашим читателям дает учитель начальных классов Татьяна Царькова.

— Татьяна Геннадьевна, уточните, пожалуйста, основные правила организации выполнения уроков.

— Хочу обратить внимание на условия, в которых дети выполняют домашние задания. Очень важно, чтобы у ребенка был хоть крохотный, но свой уголок для постоянных занятий. Нельзя учить уроки ни при включенном телевизоре, ни на кухне, когда мама готовит, то и дело прерываясь на телефонные разговоры или посторонние дела, ни когда рядом играет младший брат или сестра. Духота и шум в три раза повышают утомляемость и во столько же раз снижают эффективность труда у школьников. Подождать могут все дела, пока не будут выполнены домашние задания. Поэтому для выполнения уроков нужно определить конкретное время: или сразу после школы, или вечером в зависимости от занятости ребенка в кружках. Выбор — полное право ребенка, но придерживаться расписания нужно обязательно, настолько возможно, и здесь нужна помощь родителей.

— Как приучить ребенка самостоятельно, без родительских напоминаний садиться за уроки?

– Четко спланированный режим дня поможет решить проблему усаживания школьника за уроки и позволит воспитать у него чувство ответственности, а также выработать устойчивую привычку к систематической работе. Кстати, и контролировать выполнение домашних уроков нужно регулярно. При этом очень важно не забывать поощрять детей за любой успех. Не кричите, не ругайте, не унижайте ребенка, когда он выполнил что-то не правильно. Найдите, с каким заданием он справился хорошо, и похвалите его за хорошо написанную букву, за правильно решенный пример, сказав: «Какой ты у меня молодец!». Добрый, ласковый голос мамы — единственное, что может снять напряжение и стресс у малыша.

— В каком порядке нужно начинать выполнение домашних заданий?

— В идеале ребенок самостоятельно должен определить, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания: с устных или письменных, с трудных или легких. Родителям нужно понаблюдать за своим ребенком, чтобы посоветовать ему, как поступить в этом случае. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

— А если ребенок весь вечер сидит за уроками?

— Это плохой знак. Или малыш не знает, как выполнить это задание и чувствует свою беспомощность, не решаясь обратиться к вам за помощью, или у него серьезные проблемы с обучением в целом. В этом случае нужно переговорить с учителем, выяснив, как ребенок работает в школе на уроках.

— То есть подгонять его в данном случае бесполезно?

— Ошибка многих родителей, когда они сидят рядом с ребенком, выполняющим домашние задания, подгоняют его, нервничают и возмущаются. Да и ребенок привыкает, что взрослые всегда стоят над душой и сознательно прекращает решать задания, если родитель решает отойти от него. Лучше, когда школьник сделает задания сам на черновике, а мамы или папы проверят правильность его выполнения. Если уж вы оказались в такой ситуации, то выходите из нее маленькими шажками: каждый день увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно. Грубейшая ошибка, если родитель полностью сам выполняет задания вместо ребенка.

— То, что учебные программы сложные, не секрет. Что нужно учесть родителям, чтобы не навредить своему ребенку, выполняющему конкретное задание?

– При устных заданиях важен пересказ. Для этого текст следует прочитать по абзацам, затем ответить на вопросы и пересказать каждую часть. При списывании текста нужно сначала прочесть весь текст, затем, прочитав предложение, начать списывать его или по частям, или целиком. Отдельно повесьте различные таблицы-подсказки и схемы для постоянного разбора слов, определения падежей, частей речи и так далее.

— А как быть с математикой, которая многим детям не дается?

— Алгоритм решения задач по математике неизменен: задача читается полностью до конца. Затем делается или ее краткая запись, или рисунок, и начинаем рассуждать. Отталкиваемся от вопроса: сможем ли мы сразу на него ответить или нет? Тем самым выясняем, сколько действий и какие нужно выполнить. Советуйте детям решение примеров проверять обратными действиями. И главное: учитель всегда поясняет ученикам на уроке, как нужно выполнять домашние задания, поэтому убеждайте детей быть внимательными и слушать объяснения педагога.

Кандидат наук и тот над задачей плачет

От 1 Октября 2013 года Беседовала Любовь КРУПИНА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий