year
  1. Адрес: 155900, Ивановская область,
  2. город Шуя, улица Свердлова, дом № 6.
  3. Телефон/факс: +7 (49351) 33-100.
  4. Электронная почта: verstka@mspros.ru
  5. Издательство «Местный спрос» ©
Отцы и дети: как добиться взаимопонимания? - «Местный спрос»

Отцы и дети: как добиться взаимопонимания?

О том, как правильно вести себя с ребенком в кризисные моменты его развития, рассказывает психолог средней школы № 8 Оксана Алехова.

Отцы и дети: как добиться взаимопонимания?

Специалисты считают, что враждебный настрой родителей делает ребенка неуправляемым. Гнев, раздражительность взрослых разрушительны и способны усугубить ситуацию в будущем.

– Оксана Викторовна, в каком возрасте появляется непонимание между родителями и ребенком? И в чем корни непонимания?

– Как ни странно, но корни непонимания нужно искать в раннем детстве. Скажем, молодых родителей раздражают плач и капризы порой даже абсолютно здорового ребенка, и они начинают на него кричать. А ведь, капризничая, малыш как бы нам говорит: «Помогите мне, приласкайте, обнимите, но самое главное, поймите меня». Взрослым нужно учиться быть внимательными к состоянию ребенка, терпеливыми, только тогда приходит понимание. А ведь чаще всего, когда малыш капризничает, родители начинают одергивать его, повышать голос. В ответ на это непонимание ребенок обижается еще больше, капризы переходят в истерику.

– Как быть в этой ситуации?

– Ни в коем случае не выходить из себя, спокойно, хладнокровно реагировать на происходящее. Гнев и раздражение – очень плохие советчики, если им поддаться, можно совершить ошибку. Нужно понимать, что если ребенок начал капризничать, впадать в истерику – это первый признак того, что он просит обратить на себя внимание.

– Наверное, родителям для лучшего понимания неплохо бы знать о возрастных особенностях ребенка?

– Да, ребенок капризничает в кризисные моменты. Например, в 3 года он хочет быть самостоятельным, а нам некогда его обучать даже простейшим навыкам – мы торопимся, нам некогда. Нет бы пораньше разбудить ребенка и дать ему самому завязать шнурки, застегнуть молнию. Нет, нам легче и быстрее сделать все самим. Но, экономя минуты, мы теряем в перспективе значительно больше – ребенок, скорее всего, вырастет инфантильным. Мы будем его ругать за то, что он самостоятельно не встает по будильнику, не чистит зубы без напоминания, целый час может собирать портфель, после школы никак не сядет за уроки, не умеет вымыть за собой тарелку, застелить постель и т. д. А ведь мы уже отбили эти желания. Мы за него сами все делали.

– Ситуация усугубляется в подростковый период. Какие главные проблемы его характеризуют?

– В этом возрасте дети осознают себя личностью. Они считают, что уже выросли, а взрослые навязывают какую-то учебу, какие-то нормы поведения – в общем, «достают». Реакция у подростка, чаще всего, одна – агрессия. И здесь опять важно ребенка понять, снять с него раздражительность, перевести все в шутку, вместе посмотреть на происходящее со стороны. Нужно помнить народную мудрость: «Все проходит, и это тоже пройдет». Это нормально! Скажу больше: ребенок имеет право выплеснуть свои эмоции, показать свой характер, самоутвердиться. А где он этому научится, если не в семье?

– Иногда кажется, что подросток не слышит замечания взрослых…

– Это его защитная реакция, и бесполезно топать ногами, пытаться докричаться до него. Мы только сами себя будем доводить до истеричного состояния и начнем навешивать ярлыки, не понимая, что ведем себя недостойно. На работе мы такого себе не позволяем, так почему дома на ребенка мы срываемся?

– И все же конфликт разгорелся, как его погасить без потерь для обеих сторон?

– В этот момент важно наблюдение. Внимательно слушайте речь агрессора, будь то ребенок, подросток или взрослый, и запоминайте часто повторяющиеся слова. Это то, что на душе накипело, а все остальное – мишура, ненужная информация, выплеск негативной энергии. Когда ребенок успокоится, нужно просто сказать следующее: «Мне кажется, я поняла тебя. Ты хотел сказать вот это и это». Любой человек вам будет благодарен за то, что вы его услышали. Тогда и разговор пойдет в другом русле. Сделайте паузу не на минуту, а возможно, на несколько часов, а затем поделитесь своими чувствами, что вам неприятно, что вам больно. И только потом говорите о том, что вы хотите от ребенка. Тогда вас услышат и поймут.

– Значит, начать воспитывать никогда не поздно?

– Для воспитания очень благодатен и важен дошкольный период, когда ребенок открыт для общения. В это время нужно и можно с ним разговаривать, находить общие занятия, интересы. Часто взрослые оправдывают свое невнимание к детям занятостью и усталостью. Да, это есть. Но надо понять, что семья, дети – это главное, для чего мы работаем, они – наш приоритет. Если ребенок не чувствует любовь и понимание, то он обижается, а позже, уже в младшем школьном возрасте, может замкнуться, перестать рассказывать вам о своих проблемах, ведь он уже понял – им не интересуются, его не любят. Если ребенок с подобными мыслями войдет в подростковый период, будет очень сложно что-то изменить. Но это не значит, что нужно опускать руки. Каким бы ни был ребенок по возрасту и по характеру, он требует к себе внимания, терпения, заботы, уважения и, самое главное,  – любви.

От 17 Сентября 2013 года Спрашивала Ирина КЛИННИКОВА.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий